Эта тема, как открытая рана: болезненная, неудобная. Но и молчать о ней нельзя
Фото: GLOBAL LOOK PRESS.
Они не носят траур и не рыдают у могил – их «любовь» измеряется многомиллионными выплатами. «Черные вдовы», «мальвинки», «шкуры», «жены-однодневки» – у таких женщин много прозвищ, но цель одна: выскочить замуж за бойца, чтобы получать за него зарплату и льготы, а в случае его смерти – забрать все.
Откуда это жуткое явление и что с ним делать?
Эта тема, как открытая рана: болезненная, неудобная. Но и молчать о ней нельзя, ведь за каждым случаем – судьбы, горе, предательство. А женщины, которые идут на такое, не преступницы даже. Хуже. И наказание – реальное или кармическое, как теперь говорят, – найдет их.
А некоторых нашло. Например, риелтор из Томска Марина Орлова «дошутилась». 1 апреля 2025 года в сети появилось видео, на котором она советует девушкам, где взять денег на покупку квартиры: «Все легко и просто. Находишь мужчину, который служит на СВО, он погибает, и ты получаешь 8 миллионов. Очень много женщин к нам приходят с этими 8 миллионами. Это бизнес-план», – смеялась на камеру риелтор.
Поняв, что совершила, она поспешила оправдаться, мол, это был черный юмор, провокация для привлечения внимания. И внимание Орлова с автором видео блогером Черданцевей привлекли. В том числе и правоохранителей. Их уже осудили на 80 и 85 часов исправительных работ. Месяц успешная продавец квартир работала уборщицей в трамвайном депо. И это не все: видео заинтересовались в СК, лично Александр Бастрыкин.
Но эта жуткая «первоапрельская шутка» до сих пор гуляет по интернету, вызывая негодования.
Риелтор Марина Орлова
«А ПОТОМ ЕГО УБЬЮТ И МЫ КУПИМ ДОМ…»
Еще одна шутница обнаружилась в Тюмени. В сеть попало видео, на котором 27-летняя Анастасия рассуждает, что будет, когда ее муж пойдет на СВО.
«Я оформляю детей на него. Мы такая вся счастливая пара. Получаю единовременную выплату в виде там 5 миллионов. И ежемесячно получаю выплату, короче, там 200-300 тысяч плюс, считайте, какой вообще выхлоп, да. Детский сад, блин, – льготы, блин. Мы вообще заживем, блин! Мы на моря поедем, ребята… В Анапу поедем, блин! А потом его там убьют и мы задумаемся о покупке дома».
Вся речь жирно приправлена матом и смешками. Видео тут же разлетелось по интернету. Журналисты нашли эту Анастасию. Оказывается, свою пламенную тираду она толкала в прямом эфире в соцсетях. Девушка уверяет, что имела в виду совсем другое и на самом деле пересказывала слова хейтеров, которые ей завидуют и пускают про нее такие слухи. Но какие-то недоброжелатели обрезали первую часть речи. И что вообще муж ее не на СВО.
Так это или нет – предстоит выяснить полиции. «Проводится проверка по установлению всех обстоятельств произошедшего», – сообщает УМВД по Тюменской области.
Анастасия рассуждает, что будет, когда ее муж пойдет на СВО
БРАК ДОШЕЛ ДО СУДА
Но нет-нет, да мелькают истории «профессиональных вдов», которые перешли от слов к делу. Слава Богу, таких циничных женщин у нас в стране куда меньше, чем порядочных. И каждый подобный случай вызывает шквал негодования.
– Вот только доказывать в суде, что брак фиктивный, когда одного из супругов уже нет в живых, дело очень хлопотное, – рассказывает «КП» адвокат Иван Пронин. – Для начала, трудно в принципе добиться рассмотрения таких историй в суде. Ведь по закону обратиться туда с заявлением о признании брака недействительным может только прокуратура».
Иван знает, о чем говорит: он только что выиграл в суде Брянской области подобный процесс. Теперь уже экс-вдова Елена Соколова работала в администрации поселка, и помимо прочих обязанностей, была инспектором по воинскому учету. Так она и познакомилась с Сергеем Хандошко, готовившимся к подписанию контракта. Кроме двух братьев, один из которых тоже служит на СВО, у Сергея родни не было. Родители давно умерли, ни жены, ни детей. Чем не жених? – решила «умная» инспектор и быстренько уговорила Сергея жениться.
– Расписались они в 16:45, а уже на следующее утро Сергей был с вещами в военкомате. Вот и вся семейная жизнь, – разводит руками адвокат. – Никто из знакомых даже не знал, что Сергей уходит воевать женатым человеком. Уже будучи в зоне боевых действий, он пришел в себя, связался со старшим братом и рассказал про брак. Брат посоветовал срочно развестись. Но Елена на все просьбы подать на развод не реагировала, и вообще заблокировала мужа.
Не навещала она его и в госпитале, когда Хандошко получил ранение. Зато 3 миллиона рублей выплат с карточки бойца испарились в неизвестном направлении. А когда Сергей погиб, Елена тут же подала заявление на положенные вдовам деньги.
– По нашим сведениям, всего она получила порядка 14 миллионов рублей. На похоронах была мельком, только на официальной части, где были чиновники и военные. Ни на поминках, ни после ее не видели. Зато, вопреки православным традициям, уже через пару месяцев (а не через год) на могиле поставила памятник. Тогда уже шел суд, старший брат его затеял. Так что стало понятно, зачем этот памятник был нужен.
Процесс длился больше года. Поселок Красная Гора совсем небольшой, все у всех на виду, и свидетелями фиктивности брака выступили многие жители.
Слава Богу, таких циничных женщин у нас в стране куда меньше, чем порядочных
Фото: Олег РУКАВИЦЫН. Перейти в Фотобанк КП
– Никто никогда Елену и Сергея вместе не видел. Даже близкие друзья. Она оказалась не в курсе ни его интересов, ни его физиологических особенностей. Зато Соколову все видели с отцом ее же двоих детей. Они живут в соседних домах и у них не только дети общие, но и хозяйство: куры, гуси, огород. Так же все видели, что ее «бывший муж» поменял старую машину на новую. Все это было в судебных протоколах.
– А сама «вдова» что говорила?
– Чуть ли не слезу пускала, рассказывала, что у них с погибшим якобы была давняя любовь – еще со школы. И накануне его ухода на СВО чувства вспыхнули вновь. Одним словом, отбивалась и даже наняла двух адвокатов. Но ничего ей не удалось. Буквально в конце июля суд признал их брак фиктивным и предписал считать его расторгнутым со дня заключения. Но это только начало. Потому что не понятно, кто и как теперь будет забирать уже выплаченные этой «вдове» деньги. Брат погибшего намерен добиться возврата всей суммы, планирует отдать эти миллионы на помощь СВО, так как сам служит, а его жена – волонтер. Для семьи погибшего это вопрос чести.
ФИКТИВНАЯ И БОГАТАЯ
Иван говорит, что уже получает подобные заявки от родни других военных. Например, к нему обратился 84-летний отец пропавшего без вести бойца Григория Чижикова из Москвы. Выяснилось, что еще задолго до СВО он заключил фиктивный брак с гражданкой Украины – на тот момент Оксаной Леоновой, чтобы та оформила российский паспорт. Женщина заплатила ему за это 300 тысяч рублей. Но с документами ничего не вышло, часть денег Григорий даже вернул и забыл про эту историю, так развод и не оформив. Он даже в карточке военного при поступлении на службу в графе «жена» никого не вписал, указав, что холост. Но теперь эта Оксана, а не родная семья Григория, получает выплаты за пропавшего без вести бойца.
– А это около 200 тысяч рублей со столичными надбавками. При этом, его несовершеннолетняя дочь, которая вообще осталась сиротой (маму давным-давно лишили родительских прав), осталась ни с чем. Мы обращались в военную часть, там лишь подтвердили, что все уже оформлено на жену, разбирайтесь, мол, сами. Ходили на прием в прокуратуру, просили подать заявление в суд о признании брака фиктивным. Но пока безрезультатно, – разводит руками Иван.
– А эта женщина все еще гражданка Украины?
– Нет, она оформила российский паспорт. Но все родственники у нее в Киеве или дальше – за границей.
Было предложение давать выплаты лишь тем, кто вышел замуж до 2022-го. Но это пагубная идея, дискредитирующая сам брак
Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ. Перейти в Фотобанк КП
ЛЮБОВНЫЕ ЛОВУШКИ
Еще одна громкая история произошла в Рязани. Боец спецназа «Ахмат» с позывным «Варяг» Георгий Костенко попал, как выразились его друзья, в любовную ловушку. Он женился в августе 2024-го на 21-летней Ангелине Варюхиной. Влюбился и сделал предложение, устроил пышную свадьбу, потратив на торжество 2,5 миллиона рублей. Подарком молодой жене стал новенький автомобиль. Через 10 дней после свадьбы Георгий вернулся на службу. А его молодая супруга покатила отдыхать в Сочи. Там она познакомилась с другим и, никого не стесняясь, выкладывала свои новые любовные похождения в соцсети. Месяц с дня свадьбы не прошел!
Только через полгода Георгий смог подать на развод. И суд даже успел их брак расторгнуть, случилось это 25 февраля 2025 года. Но по закону решение вступает в силу лишь через месяц. Георгий до этого не дожил, погиб 9 марта в Курской области.
«Уже через два дня после гибели Ангелина пошла узнавать, какие документы требуются для получения положенных выплат, – рассказывал друг погибшего, адвокат Андраник Григорян. Он представлял интересы мамы бойца в суде. – Кроме выплат она претендовала на получение удостоверения вдовы погибшего, так как это дает пожизненные льготы».
В организации похорон Ангелина не участвовала, а сразу после них укатила с новым любовником в Египет. Свой отдых она так же подробно транслировала в соцсетях, в том числе, интимные сцены. Все это видели друзья погибшего. Они поддержали решение мамы «Варяга» оспорить в суде право жены-трехнедельки на помощь от государства.
«Дело не столько в деньгах, сколько в чести и достоинстве. Такое поведение «вдовы» героя – насмешка и издевательство над всеми военными, отдавшими жизнь за Родину», – говорили друзья погибшего «Варяга».
Суд длился несколько месяцев, Варюхина наняла адвоката и доказывала, что она была примерной женой. Говорила, что даже помогала фронту, возила в зону СВО сумки с гуманитаркой. Но доказательств этому не нашлось. Суд ей не поверил и лишил всех прав на льготы и выплаты.
КТО ОТКРЫЛ ЯЩИК ПАНДОРЫ
На самом деле, судебные истории «вдов» Сергея Хандошко и Георгия Костенко – первые подобные «ласточки». До этого никому из родственников не удавалось доказать в суде фиктивность брака с такими женами-аферистками.
Семья погибшего бойца Виталия Пшеничного из Тюменской области уже второй год судится с его «вдовой» Викторией, на которой он женился за 3 дня до своей смерти. Никто эту девушку в глаза не видел – ни друзья, ни родные, но она, а не семья, получила ордена погибшего мужа и выплаты. А теперь в судах пытается лишить единственного сына Виталия положенной ему половины всех денег.
Примерно в таком же положении семья бойца Ивана Новопашного из Свердловской области. Он приехал в отпуск и женился на некой Оксане, с которой был знаком шапочно. У женщины четверо детей и теперь – статус вдовы бойца СВО со всеми выплатами и льготами. При этом родная дочь Ивана – ни с чем.
Дело в том, что весной 2023 года законодатели приняли поправки к закону, и разрешили участникам СВО жениться день в день, не ожидая месяц с дня подачи заявления. Из самых благих намерений — чтоб боец, уходя на фронт, мог успеть законно оформить гражданский брак и отцовство. Но именно тогда вместе с этим открылся и ящик Пандоры для жен-однодневок.
«НОРМАЛЬНЫЕ РУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ НЕ ТАКИЕ»
– Я впервые заговорила о таком явлении, как «чёрные вдовы», потому что мне стали идти письма от родителей и детей погибших с подобными историями, – рассказала «КП» журналистка и блогер Анастасия Кашеварова. – Эти «жёны» подпаивают бойцов, обещают заботу, клянутся ждать, а у парней, приехавших в краткий отпуск с передовой, душа нараспашку. И получается: познакомились два дня – и в ЗАГС. Я знаю и вовсе шокирующие случаи, когда такая «жена» вышла замуж, будучи беременной от другого. Более того, выяснилось, что у неё уже был муж-штурмовик, за гибель которого она получила все выплаты. Слава Богу, сейчас в судах появилась практика, позволяющая признавать такие браки недействительными. Надеюсь, это поможет. И обязательно напишите – такие «чёрные вдовы» – всё-таки редкость. Пляски на костях и нажива на погибших бойцах – это не про нормальных русских женщин, народ таких осуждает. Им не будет хорошей жизни, пусть подумают об этом. У нас много верных, преданных женщин, которые ждут, ставят на ноги любимого даже после тяжёлых ранений. Посмотрите на историю Регины Николиной, которая своей заботой и любовью сделала то, чего не смогли врачи – выходила мужа. Настоящая русская женщина защитит и пожалеет. Сейчас наоборот — надо бы уравнять в правах гражданских жён и официальных. Многие уходят на СВО, не успев жениться на той, с которой давно вместе, с которой растут дети.
ПРАВО НА ИСПРАВЛЕНИЕ ОШИБКИ
Глава Комитета по вопросам семьи Госдумы Нина Осанина считает, что невозможно урегулировать вопросы безнравственности. Никакой закон не сможет заранее провести четкую границу между браками, заключёнными ради выгоды и теми, где женщина выходит замуж даже за смертельно раненого бойца из любви и сострадания.
– Да, отделить реальных жен от этих «черных» – непросто, – говорит «КП» юрист, эксперт ряда комитетов Госдумы Иван Мельников. – Было предложение давать выплаты лишь тем, кто вышел замуж до 2022-го. Но это пагубная идея, дискредитирующая сам брак. Получается, из-за небольшого числа аферисток всех приличных женщин вымажут черной краской? У меня лично есть знакомые служащие на СВО, которые наоборот сейчас вот решили узаконить отношения со своими девушками и гражданскими женами. Потому что они ждут, переживают, поддерживают. Они тоже, получается, вне закона? Это все равно, что запретить банки, потому что телефонные мошенники воруют деньги со счетов. Тут нужен тонкий механизм. И то, что появились судебные прецеденты – очень хорошо! Теперь по всей России смогут лишать льгот и денег жен-однодневок. Может, лучше ввести не только упрощенное вступление в брак для СВОшников, но и упрощенный развод? Если парень в отпуске, на эмоциях совершил необдуманное, ему не надо будет ждать следующего приезда домой, чтобы все исправить».
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Ноль романтики и тонна цинизма
Дошло до курьёза: по соцсетям кочует байка о некоей медсестре, которая, якобы, пять раз за год выходила замуж за раненых бойцов… Ни имени, ни лица — только слух, как снежный ком, катящийся с горы народного возмущения.
История не знает новых грехов. Жадность, предательство, подлый расчёт — всё это старо, как мир. Ещё римские патриции кляли «золотоискательниц», выходивших за дряхлых сенаторов в ожидании скорого наследства. А средневековые рыцари, отправляясь в Крестовые походы, оставляли завещания под надзором монахов — иначе «верные супруги» успевали заложить их доспехи ещё до получения похоронной вести. В XIX веке появился термин «альфонс». А теперь в ХХI – «черные вдовы». Только вместо рыцарских завещаний — госвыплаты, а вместо монахов-хранителей — суды, где мать или брат погибшего пытаются доказать очевидное.
Но разница все же есть. Если прежде таких женщин называли авантюристками – с налётом романтического цинизма, – то сегодня их истории звучат как клеймо. Это уже не хитрость, а публичное поругание памяти. Не тайная афера — а надругательство при свете дня. Не сомневайтесь, народная молва – этот суд без апелляций и без сроков давности. Но и официальные приговоры теперь тоже пошли в ход.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
В России предложили ввести реестр холостяков, а самых заядлых – отправлять в армию: Куда заведут такие идеи